воскресенье, 17 апреля 2011 г.

Молдавско-Приднестровский конфликт


Молдавско-Приднестровский конфликт известен всем как конфликт между Молдовой и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, разгоревшийся в конце 80-х годов ХХ столетия и достигший своего пика в 1992 году. Но истоки этого конфликта кроются глубоко в истории региона и той сложной политической и экономической ситуации, которая возникла на волне "перестройки" и развала Советского Союза.
“Странное” и непонятное Приднестровье"
"Журналисты, побывавшие в других горячих точках бывшего СССР (где конфликты носили национально-криминальный характер), не поняв приднестровских особенностей, нередко задавали вопросы почти из анекдота: “Почему лампочка горит, мы поняли, но вот как к ней керосин по проводам подается, никак не поймем”. Уезжали они и писали о “способе подачи керосина к приднестровской лампочке”" - пишет в своей книге "Дубоссары 1989-1992гг" В.Дюкарев.
Чтобы теперь нам лучше разобраться в сути “напряжения”, “сопротивления” и “силы” духа приднестровцев в 1989-92 гг. необходимо ознакомиться с данными о составе населения ПМР (см. изображение выше).
Легко заметить, что в ПМР молдаване, русские и украинцы представлены приблизительно равными долями. Более того, многие украинцы или русские в равной степени могли быть записаны молдаванами, а молдаване – русскими или украинцами и др.
В ПМР не сложно найти человека, у которого один дедушка записан (но это не значит “является”!) русским, другой – украинцем, одна бабушка – молдаванка, а вторая – еврейка. Здесь шутят: “Папа и мама – русские, а я – молдаванин”.
Приднестровцы научились не только терпимо относиться к другим языкам, обычаям, традициям, культурам, но и в значительной степени интегрировали их, породили новую общность со своим самосознанием, своими ценностями. На их защиту здесь и встали в 1989-92 гг.
После 200-летнего татаро-монгольского ига, 300-летнего противоборства поляков и литовцев с турками и татарами на этой земле, с учетом формирования казачества (национального состава) только неисправимый упрямец может утверждать, что он “чистых кровей” (молдавских, украинских или каких-либо других).
Первоначально на защиту ПМР (провозглашенную 02.09.1990 г.) встал безоружный народ. Вооруженные силы, как регулярные государственные формирования, возникли здесь лишь в 1992 г. в ходе отражения агрессии Молдовы, а собственная валюта введена только в 1993 г., когда ПМР оказалась вне валютных пространств.
Национализм в Молдавии вырос не на пустом месте. Проблема имеет глубокие исторические корни. Его развитию содействовали также репрессии и политика силового решения национальных и других проблем в СССР.
Приднестровье и Молдавия. Исторические корни.
Совместное проживание на протяжении VI-VIII вв. романизированного и древнего славянского населения в Карпато-Балканском регионе привело к формированию к IX в. восточнороманской этнокультурной общности – волохов.
Здесь было “самопровозглашено” в 1351 г. Молдавское государство, которое до 1359 г. не было признанным. Первым воеводой был Богдан из Марамуреша (с 1359 по 1365 гг.). Первое документальное упоминание “Земли Молдавской” относится к 1360 г. Вначале она была в вассальной зависимости от Венгерского (Угорского) государства, но вскоре вошла в состав Османской империи.
В целях освобождения от венгерской зависимости молдавский воевода П.Мушат в 1387 г. заключил договор с великим князем литовским Ягайло, согласно которому Правобережье Днестра оказалось под суверенитетом Молдавского государства, а Левобережье – Литовского. (картинка 1)
Таким образом, сразу же после прихода на Днестр прямых предков современных молдаван территории нынешних Республики Молдовы и Приднестровской Молдавской Республики оказались в различных государствах. Первая до 1812 года вместе с теперешней Восточной Румынией и черноморским побережьем Украины от Днестра до Дуная образовала княжество Молдова, ставшее с 1518 года сателлитом Османской империи. Более чем четырехвековое совместное существование способствовало формированию тесных экономических и культурных связей между отдельными частями княжества. Для молдавских господарей обитатели территории между Днестром и Прутом были такими же подданными, как и прочие. Аналогично и турецкие султаны взимали налоги в равной степени со всех территорий княжества и отовсюду принудительно забирали солдат в свою армию.
По-другому развивалась в 14-18 в история левобережья Днестра. Объединение Русско-Литовского княжества и Польского королевства привело к постепенному переходу Приднестровья под власть Польши. С 1502 года юг края до реки Сухой Ягорлык захватывает Крымское Ханство, включившее его в территорию Едиссанской орды. Как и господари Молдовы, крымские ханы зависели от Османской империи, но проводили в Приднестровье принципиально иную политику, чем молдавские правители в Бессарабии. Приднестровских славян и молдаван ханы рассматривали в лучшем случае как объект ничем не ограниченного грабежа, а еще чаще в качестве угоняемых на невольничьи рынки Стамбула рабов. Приднестровская полоса южной зоны (южнее Ягорлыка) в начале XVIII в. была заселена полуоседлыми татарами, ногайцами и (с разрешения татар) небольшим количеством выходцев из-за Днестра и Подолии (“польских украинцев”, “волохов”, армян, евреев).
После 1812 г. приток беженцев резко увеличился, как с восточных, так и с западных земель. Царское правительство предпочитало заселять эти земли выходцами из Бессарабии и предоставляло им всевозможные льготы. С восточных земель переселенцы прибывали большей частью самостоятельно (многие из них убегали от помещиков). Они старались жениться на местных женщинах, так как в этом случае не подлежали выдаче прежним хозяевам. Вливаясь в молдавские семьи, они обычно теряли свой язык, одновременно привнося свое в язык и обычаи молдаван.
Остававшееся под властью Польши население северного Приднестровья находилось в несколько лучшей ситуации. Однако национальные и религиозные отличия способствовали многочисленным конфликтам местного, главным образом, крестьянского, населения с колонизирующим край польским дворянством. Неравноправное положение приднестровцев приводило их к неоднократному участию в вооруженных выступлениях недовольных засилье поляков русско-литовских князей. В первой половине 15 века регион являлся одним из оплотов противника польско-литовской унии великого князя Свидригайло Ольгердовича.
Подобно южным соседям, обитатели северного Приднестровья страдали от постоянных набегов крымских татар, а польская администрация не могла обеспечить их защиту. С началом турецко-татарских вторжений жители края постоянно участвуют в выступлениях запорожского казачества, борющегося против как поляков, так и турок.
К концу 18 века внешнеполитическая ориентация населения правого и левого берегов Днестра окончательно определилась. Жители Бессарабии при всех издержках воспринимали власть за Прутом как свою, которая сама от султана терпит, но при удобном случае против него выступает, как это было при господарях Штефане еликом и Дмитрии Кантемире. Приднестровцы же, никогда не подчинявшиеся Молдове, не воспринимали ее как серьезную силу, а защиту от польского угнетения и крымского геноцида искали на востоке – у русских гренадер и запорожских казаков.
Даже российское завоевание территории между Южным Бугом и Прутом не привело к административному объединению Приднестровья и Бессарабии. Крымско-татарская часть Левобережья, отошедшая к России по Ясскому договору 1791 года, вошла в состав Херсонской губернии, а северное Приднестровье, присоединенное двумя годами позже, - в состав Подольской. Земли между Днестром и Прутом отошли к России в 1812 году как отдельная Бессарабская губерния. (картинка 2) (подробнее об этом file1)
Административные границы губерний в основном соответствовали этническим. Если в Бессарабии молдаване преобладали абсолютно, то в Тираспольском уезде Херсонской губернии в 1859 году их доля, несмотря на переселение части бессарабских молдаван, достигла лишь 32,4%. К концу 19 века молдаване составляли около 12% жителей Тирасполя, до 20% бендерчан, 28% дубоссарцев, 44% григориопольцев и порядка половины сельского населения Левобережья. Присоединение левобережных районов к губерниям Новороссии показывало, что имперские власти не отделяли местных жителей от прочих обитателей северного Причерноморья, тогда как Бессарабия ими выделялась в отдельную административно-территориальную единицу. История показала, что контроль Петербурга над междуречьем Днестра и Прута оказался куда менее прочным, чем над соседними территориями. Уже в 1856 году, после Крымской войны, Россия вынуждена была уступить Молдове юг Бессарабии с устьем Дуная, и лишь после русско-турецкой войны 1877-1878 годов прежнее положение было восстановлено. На ситуацию в крае начинает влиять процесс интеграции романоязычных народов региона, вылившийся в 1859 году в объединение Молдовы и Валахии в единую Румынию.
После распада Российской империи жители левого и правого берегов сделали противоположный выбор. На территории нынешней Молдовы возникла Молдавская Народная Республика, часть населения которой впоследствии поддержала вторгшуюся туда румынскую армию, и до 1940 года Бессарабия оставалась в составе Румынии.
На левом берегу сторонников присоединения к Румынии практически не оказалось, и все попытки румынских войск закрепиться там провалились.
1 мая 1919 года в Приднестровье была провозглашена Бессарабская Советская Социалистическая республика в составе России со столицей в Тирасполе (картинка 3), а после ее падения край находился под контролем возглавляемого белогвардейским генералом Деникиным Временного правительства юга России. После отступления белых приднестровская государственность была восстановлена в виде созданной 12 октября 1924 года Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики в составе советской Украины. Первоначально столицей автономии стал город Балта, а в 1929 году ее перенесли в Тирасполь. (подробнее file2)
Объединение Приднестровья и Бессарабии состоялось лишь после присоединения последней к Советскому Союзу. 30 июня 1940 года около половины территории МАССР было объединено с частью земель между Днестром и Прутом, а северо-восточные районы МАССР остались в составе Украины. Новый субъект советской федерации – Молдавская Советская Социалистическая Республика – был создан без референдума или какого-нибудь другого учета мнения населения. А всего через год едва возникшая МССР прекратила свое существование вследствие оккупации немецко-румынскими войсками.
Понимая коренную разницу между культурно близкой Бессарабией и чуждым Приднестровьем, диктатор Румынии Ион Антонеску 19 августа 1941 года включил левобережье Днестра в особую административную структуру – Транснистрию, объединяющую земли нынешней ПМР и соседние районы Украины вплоть до Южного Буга (картинка 4). Важнейшей задачей оккупационной администрации стало принудительное изменение этнического состава Приднестровья. «Транснистрия станет румынской территорией, - заявил впоследствии расстрелянный за военные преступления диктатор 26 февраля 1942 года, - мы ее сделаем румынской и выселим оттуда всех иноплеменных».
Руководствуясь указаниями вождя, губернатор Транснистрии Георгиу Алексяну при поддержке гитлеровских карательных картелей активно проводил этническую чистку Левобережья. С учетом беженцев население территории нынешней ПМР сократилось более чес на 100 тыс человек, в основной славян и евреев. Распоряжением Алексяну каждого еврея, обнаруженного за пределами гетто, приказывалось «признать шпионом со всеми вытекающими из законов военного времени последствиями». Почти все еврейское население Приднестровья было расстреляно и отправлено в концлагеря, откуда спаслись немногие. Одновременно с территории Румынии и Украины на Левобережье Днестра было поселено около 20 тысяч молдаван и румын. Кроме этого русские и украинцы, имеющие хотя бы одного деда или бабушку молдавской национальности, также записывались молдаванами. Однако даже с учетом этих мер добиться устойчивого преобладания романоязычного населения в Приднестровье не удалось. К середине 1943 года из 264 тыс проживающих там числилось лишь 145,8 тысяч молдаван и румын.
Приднестровцы сопротивлялись оккупантам куда активнее, чем жители Бессарабии. При вчетверо меньшей численности населения здесь действовала половина партизан МССР, а высшую воинскую награду – звание Герой советского Союза – получили 14 приднестровцев и только 4 уроженца Бессарабии.
После окончания Второй мировой войны МССР продолжала оставаться искусственным образованием. Этнический состав населения по разные стороны Днестра почти не менялся. Если на левом берегу и в Бендерах проживало 39% молдаван и около 60% славян, то на правом – 68% молдаван и до 25% славян. Достаточно своеобразно развивалась и экономика республики. Продукция предприятий как Бессарабии, так и Приднестровья шла в основном на рынки других советских республик и на экспорт, а внутриэкономические связи развивались слабо, отчего обособление экономик Молдовы и ПМР после распада СССР прошло достаточно быстро.
Полвека существования Молдавская ССР оказалось слишком коротким сроком, чтобы создать единый народ из обитателей разных берегов Днестра. Влияние веков проживания в различных государствах и административных образованиях оказалось многократно сильнее. Поэтому совсем не удивительно, что после ослабления коммунистического режима МССР распалась еще быстрее, чем Советский Союз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий