пятница, 22 апреля 2011 г.

«Конфликт на границы» - Киргизия – Узбекистан

Протяженность границы Кыргызстана с Узбекистаном составляет 1375 км. Межправительственная комиссия по делам границы не собиралась в течение последних пяти лет. Спорными остаются несколько десятков участков общей протяженностью более 300 км.

С молчаливого согласия местных властей, жители соседней республики захватывают земли, принадлежащие Кыргызстану. Суммарное количество спорных участков на границе достигает 140.

Приграничные проблемы, вносят дополнительный элемент напряженности между двумя странами. Разрешение спорных вопросов нагнетает нездоровую атмосферу в киргизско - узбекских отношениях. Узбекские анклавы на территории Кыргызстана в тоже время охраняются местными вооруженными силами.

Во время конфликта 2010 г.:

После межнациональных столкновений сотни узбекских семей в Оше подверглись произвольным арестам, задержанию, побоям и пыткам со стороны киргизских силовиков. Однако в последнее время они не имели возможности уйти в Узбекистан, поскольку с обеих сторон граница была закрыта.

Узбекистан поначалу закрыл границу на два дня, но 12 июня ненадолго открыл ее, пропустив на свою территорию около 100 тыс. узбеков - граждан Киргизии. Через пару недель узбекские власти и должностные лица местной администрации с юга Киргизии стали подталкивать людей к возвращению, пугая их последствиями. Узбекам говорили, что если они не проголосуют на референдуме, их станут считать противниками примирения, их дома могут отдать киргизам, они могут лишиться гражданства и им может быть навсегда запрещен въезд в страну. Несмотря на сохранявшиеся опасения за свою безопасность, почти все беженцы в течение нескольких дней вернулись в Киргизию.

При этом за первые три недели июля киргизской милицией по подозрению в причастности к июньским погромам было арестовано и подвергнуто недозволенному обращению значительное число людей, как правило - узбеков.

«Узбеки, которые и так сильнее всего пострадали во время июньских погромов, стараются не выходить из дома, испытывая страх перед теми самыми правоохранительными структурами, которые как раз и должны сейчас принимать все меры для их защиты, - говорил Дж.Симпсон, старший сотрудник Хьюман Райтс Вотч по проблемам беженцев. - Властям Киргизии нужно немедленно покончить с практикой произвольных арестов и недозволенного обращения».

Сотни узбекских семей попросту бросили свои дома, либо перебравшись в относительно более безопасные районы Оша, либо - в тех немногих случаях, когда у семьи достаточно денег, - отправившись в Россию самолетом. При этом большинство тех, кто хотел бы уйти из города - особенно женщины и дети, говорят, что даже не предпринимали таких попыток. Они опасались насилия со стороны киргизов или произвола со стороны киргизских силовиков по дороге и непосредственно на самой границе.

По словам узбеков, живущих на пограничном пункте Достык (с узбекской стороны - Дустлик) близ Оша, киргизская сторона границы усиленно охранялась, в Узбекистан не пропускали никого. Местные жители говорят, что 11, 12 и 13 июня 2010 г. киргизские пограничники выстрелами отгоняли людей от границы, и многие с большой опаской относились к этому переходу.

«Пока границы двух государств не будут определены, пока в обеих республиках не заработает полноценная программа по развитию и обеспечению безопасности приграничных территорий, конфликты будут продолжаться. А их заложниками и жертвами будут обычные люди, которым непонятны геополитические интересы и стратегические планы их государств. Люди хотят просто жить и не бояться за свою жизнь, безопасность своих близких». - Ирина Дудка, Бишкек (Киргизия)

Права человека (справка!!!): Международное право признает за каждым человеком право покидать свою собственную страну, а за любым лицом, спасающимся от преследований - право искать убежища в другой стране. Узбекистан вправе отказывать определенным лицам в разрешении на въезд или пребывание, в том числе по разумным основаниям национальной безопасности, но не вправе закрывать границу для беженцев, непосредственно спасающихся от преследований. Международное право также запрещает принудительное возвращение беженцев в условия, чреватые преследованиями и пытками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий