среда, 30 марта 2011 г.

Приднестровский конфликт

Приднестровский конфликт- конфликт между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, которые претендуют на контроль над рядом территорий, прилегающих к реке Днестр (Приднестровье), население данных территорий составляют молдаване, русские и украинцы (примерно в равных долях) и большая часть которых находится под контролем ПМР. [2]

Основные причины конфликта:

-закон о государственном языке 30марта 1989г.(согласно которому единственным государственным языком провозглашался молдавский В Приднестровье оба эти законопроекта были восприняты как дискриминационные, что привело к возникновению стихийного общественного движения, выступавшего за введение в Молдавии двух государственных языков — молдавского и русского. Против перевода молдавской письменности на латиницу высказывались также и некоторые молдаване Приднестровья.

-экономика региона (в отличии от Молдавии Приднестровье составляло промышленно развитую часть аграрной Республики Молдова. Крупные промышленные предприятия Приднестровья в своем подавляющем большинстве имели союзное подчинение и были сориентированы на общесоюзные потребности. Промышленность Приднестровья в большей мере была связана с промышленными центрами Украины и России, чем с самой Молдовой. Кроме того, в Приднестровье размещались довольно развитые современные высокотехнологические отрасли производства.

-политические предпосылки (важной политической предпосылкой, которая предоставляла Приднестровью возможность определить свой новый государственный статус, а, следовательно, делала его участие в конфликте целесообразным, была проблема союзной автономии. [3]

Первая фаза развития конфликта стала конкретным проявлением процесса распада Советского Союза. Расхождения между субъектами конфликта обозначились в середине 1989 года. Молдавская и приднестровская элиты определили свое различное отношение к процессу распада СССР. Молдавская элита усматривала в этом распаде благоприятные условия для реализации своих национальных интересов, связанных с выходом из СССР и воссоединением с Румынией, тогда как для Приднестровья такой вариант развития событий был абсолютно неприемлемым. В такой ситуации свой политический властный статус они старались сохранить присоединением к Союзному Центру, а также к его действиям по нейтрализации дезинтеграционного процесса. Так две элиты Молдовы, республиканская и приднестровская оказались по разные стороны баррикад.

С углублением процесса перестройки возникли противоречия между экономическими интересами этих элит. Безусловно, что приднестровская номенклатура не хотела терять контроль над мощными экономическими ресурсами региона. Выход Молдовы из состава СССР и провозглашение независимости одновременно означали передачу всей государственной собственности республики в распоряжение властной республиканской номенклатуры. Так, на протяжении 1989-1990 годов молдавская и приднестровская властные элиты уяснили несовместимость своих интересов и то, что их реализация рано или поздно приведет к конфликту. Четкое осознание этого пришло как к республиканской элите, так и к властной приднестровской номенклатуре уже в середине 1990 года, после чего действия сторон начали приобретать откровенно конфликтные признаки. Одной из наиболее существенных особенностей развития конфликта в Приднестровье можно считать то, что его латентное состояние проходило в довольно краткий период, а фазы развития за своими временными рамками накладывались одна на другую.

Признаки второй фазы развития конфликт приобрел одновременно с формированием субъектов конфликта. 31августа 1989 года сессия Верховного Совета Молдовы приняла Закон о функционировании языков, а через год Закон о языках, согласно которым государственным языком утверждался только молдавский язык с одновременным переходом на латинскую грамматику. Такие законодательные действия официального Кишинева стали мощным источником стихийной мобилизации населения Приднестровья. Подтверждением этому были стихийные политические забастовки, которые прокатились в Тирасполе, Бендерах, Рыбнице и других городах приднестровского региона.

Особенность этой ситуации состояла в том, что в отличие от других конфликтов посткоммунистического пространства это была не этническая, а именно лингвистическая мобилизация. Язык оказался той силой, которая консолидировала население при наличии опасности попасть в другую неизвестную и непонятную языковую среду. С другой стороны, такая стихийная мобилизация подтолкнула приднестровскую номенклатуру к более решительным и радикальным действиям.

Другим фактором мобилизации стал уже чисто политический фактор, связанный с борьбой за сохранение СССР и "советского" образа жизни на территории Приднестровья.

Третья фаза конфликта 23 июня 1990 года после того, как к власти в Молдове пришел Народный Фронт, Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете республики Молдова. В ответ, на Втором съезде народных депутатов Приднестровья всех уровней, который состоялся в Тирасполе 2 сентября 1990 года, было провозглашено о создании Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) и заявлено о намерениях строить свою республику за рамками государственности Республики Молдова. Параллельно ПМР приняла свой закон, согласно которому на территории Приднестровья вводилось три официальных языка: молдавский, российский и украинский. [1]

Эскалация вооруженного конфликта

Главная цель Кишинева в конфликте с Тирасполем состояла в разгроме его вооруженных формирований и восстановлении своей политической власти на всей территории Приднестровья.

Тирасполь расценил применение молдавских сил безопасности и республиканской армии как откровенную военную агрессию против Приднестровья. Военные цели Тирасполя состояли в том, чтобы дать отпор "агрессии" республиканских войск, сорвать их наступление на Приднестровье и потом контрнаступлением отбросить за границы территории региона. Политическая цель Тирасполя состояла в установлении своей власти на всей территории Приднестровья. Наступление сил безопасности на левобережную часть Приднестровья было остановлено вооруженными формированиями Тирасполя. Однако в зоне Дубоссар продолжались перестрелки с применением артиллерии. Каждая из сторон обвиняла другую в ведении огня. С позиций формирований Республики Молдова открывался огонь по расположению частей 14-ой армии. 19 мая военный совет 14-ой армии обратился к руководству Молдовы с заявлением: в случае повторения обстрела воинских частей армия будет вынуждена ответить огнем на огонь. В тот же день на позициях приднестровских формирований в районе Дубоссар появились танки, захваченные гвардейцами и казаками у 14-ой армии. В итоге удалось избежать дальнейшей эскалации конфликта.

9 июня сторонами было достигнуто соглашение о прекращении огня. Контроль по соблюдению соглашения возлагался на военных наблюдателей. 11 июня 1992 года Постановлением парламента Республики Молдова была создана смешанная комиссия в составе народных депутатов Молдовы, представляющих обе стороны конфликта и представителей вооруженных формирований с целью разработать механизм разъединения противоборствующих сторон и осуществления контроля над соблюдением Соглашения о прекращении огня.

Кульминация конфликта

Битва за Бендеры, происходившая в период с 19 по 21 июня 1992 года стала кульминацией вооруженного конфликта между Кишиневом и Тирасполем. Замысел операции состоял в том, чтобы с помощью бригады полиции особого назначения очистить город от национальных гвардейцев и разблокировать местные отделы молдавской полиции. Республиканские войска должны были прикрыть действия бригады полиции в Бендерах и нейтрализовать бронетехнику гвардейцев и казаков, наступающих со стороны Тирасполя. Но этой задачи войска не выполнили. Приднестровская сторона на прорыв обороны молдавских войск бросила танки из состава 14-ой регулярной российской армии, которые начали обстреливать город. Так, на протяжении нескольких дней в г. Бендеры точились жаркие бои, где молдавской стороне пришлось удерживать оборону только силами отдельной бригады полиции особого назначения и бригады ополченцев. Понимая бесперспективность дальнейший военных действий официальный Кишинев начал искать посредников для подписания соглашения о прекращении огня и мирном урегулировании конфликта. На это решение Кишинев подтолкнуло большое количество жертв среди мирных жителей во время боев за город Бендеры. В них погибло 620 человек и ранено 3500 приднестровцев С целью прекращения боевых действий 21 июля 1992 года в Москве состоялась встреча Президента Республики Молдова М. Снегура с Президентом РФ Б. Ельциным, на которой было подписано Соглашение о принципах урегулирования конфликта в Приднестровском регионе. [3]

Перейдя в стадию мирного урегулирования приднестровский конфликт по сей день остаётся одной из сложнейших проблем региона. Ситуация усугубляется тем, что представления сторон по ряду позиций, в частности, по вопросу о собственной безопасности радикально разнятся. Приднестровье обвиняет Молдавию в многомиллионных долгах, отрицательном импортно-экспортном сальдо, потребляющем характере экономики. Исходя из этих суждений, в Приднестровье распространяется мнение о невыгодности объединения с Молдавией. Молдавская сторона, в свою очередь представляет ПМР в виде так называемой «чёрной дыры», зоны контрабанды и криминального режима.

К обвинениям прибавляются и такие объективные факторы, как то, что за более чем 15-летний срок фактической независимости в ПМР и Молдавии успели сложиться две самостоятельные экономики и социально-политические системы, а также независимые элиты с зачастую противоположными интересами, которые ни одна из сторон уже не может игнорировать. До сих пор не получив легитимности на мировой арене, Приднестровье стало региональным «игроком», который способен заблокировать решения, не соответствующие его интересам.

В конце 1992 года возобновились переговоры по поводу особого статуса Приднестровья, посредником в которых выступила Россия, с 1993 года в качестве посредника выступила и миссия ОБСЕ, а в 1995 году— Украина. С 1994 года ПМР и Молдавией был подписан ряд документов, определяющих принципы выработки статуса Приднестровья: заявление от 28 апреля 1994 года, меморандум №1 «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдовой и Приднестовьем» от 17 июня 1996 года, меморандум №2 от 28 июня 1996 года, меморандум №3 от 8 мая 1997 года. Однако все эти документы не принесли существенных улучшений в вопросе урегулирования отношений между конфликтующими сторонами. В 2000 году состоялись встречи Путина с Лучинским и Смирновым, а после визита президента России в Кишинёв 16—17 июня 2000 года им было принято решение о создании госкомиссии по содействию политическому урегулированию приднестровской проблемы во главе с Примаковым. Комиссией был выработан проект соглашения между конфликтующими сторонами на основе принципа территориальной целостности Молдавии. Обе стороны согласились принять его за основу, однако потом началась его критика как в ПМР, так и в Молдавии, и он был отклонён на слушаниях в Комитете по делам СНГ в российской Думе.[4]

Летом 2001 года отношения между ПМР и РМ начали снова обостряться. 1 сентября 2001 года Молдавия произвела замену таможенных печатей, в результате чего предприятия ПМР должны были получать разрешения на экспорт в Кишинёве, что привело к срыву работы предприятий-экспортёров.

В 2003 году усилилась активность Европейского союза и США, а Россией был выработан так называемый «Меморандум Козака», направленный на объединение Молдавии с ПМР в составе федеративного молдавского государства. Однако меморандум так и не был принят.

По состоянию на нынешний год конфликт остаётся неразрешённым и, по мнению некоторых политологов, отсутствует какие-либо предпосылки для его политического разрешения в ближайшем будущем.Также можно отметить, что в большинстве случаев между простыми гражданами Молдавии и Приднестровья нет межнациональных, этнических, религиозных или других форм вражды.[2]

Список использованных источников:

1.http://old.niss.gov.ua/book/Perep/03.htm

2.http://ru.wikipedia.org/

3.http://www.utro.ru/articles/2006/03/06/527768.shtml

4http://www.e-democracy.md/ru/monitoring/politics/comments/200904152/

Причины позиций сторон Молдавско - Приднестровского конфликта:

1.Молдавия

- историческая принадлежность к разным государственным образованиям;

- «румынизация» Молдавии;

- единая культура с разными менталитетами;

- нестабильная политическая ситуация;

- стремление к территориальной целостности государства;

- стремление на сближение с Румынией и впоследствии с Западной Европой.

2.Приднестровье

- закон о государственном языке 30марта 1989г;

- единая культура с разными менталитетами;

- экономическое положение регионов;

- стремление к автономии и непризнанность республики;

- сохранение в политическом государственном строе элементов советских времен;

- ввоз и вывоз контрабанды через границу;

- стремление на сближение с Россией.

Над блогом работали:

Александр Терлецкий

Елена Ковалева

Ирина Чупрун


Комментариев нет:

Отправить комментарий